Василий Гатов. Фото РИА Новости, Владимир Федоренко
Война с ботамиГлава медиалаборатории РИА Новости Василий Гатов под
самый Новый год обвинил "Вести.Ru" (новостной интернет-портал ВГТРК) и
Russia Today в накрутке популярности своих страниц в Facebook при помощи
ботов. Впрочем, чуть позднее Гатов в своем Facebook уточнил информацию,
отметив, что активной накруткой занимается лишь Russia Today. Тем не
менее, скандал получился немаленьким, тем более что в Russia Today все
обвинения начисто опровергли.
Утром 30 декабря Василий Гатов в своем Facebook
опубликовал сразу несколько записей под заголовками
"Исследовательское-1", "Исследовательское-2" и так далее. В них он
подробно описал подозрительный рост числа подписчиков на аккаунты Russia
Today и "Вестей", представил графики этого роста и сравнил эти
показатели как с РИА Новости, так и с ведущими телеканалами мира - CNN и
"Аль-Джазирой".
Во-первых, Гатову показалось подозрительным, что графики роста
Facebook-аудитории РИА и "Вестей" похожи так, что "прямо смешно". В
течение декабря страница РИА на Facebook прибавляла в среднем по
1800-1900 подписчиков в день - и почти ровно столько же ежедневно
прибавляли "Вести". На момент написания статьи аудитория РИА в Facebook -
190882 пользователя, "Вестей" - 191190. При этом среди новых
подписчиков "Вестей" оказалось множество ботов, легко узнаваемых по
случайно заполненным личным данным.
Во-вторых, эксперт обратил внимание
на то, что Russia Today, прежде подраставшая стабильно, но понемногу, в
декабре продемонстрировала просто взрывной рост Facebook-аудитории -
больше чем в два раза (с примерно 100 тысяч до примерно 225 тысяч).
Причем начался этот рост еще до 4 декабря, за которым последовали
массовые протесты, спровоцировавшие подъем интереса западной аудитории к
англоязычным новостям из России.
По показателю прироста Facebook-аудитории в день Russia Today оставила
далеко позади СNN, телеканал, у которого более трех миллионов
подписчиков, и поэтому рост аудитории происходит просто за счет того,
что к "френдам", подписавшимся на CNN, прибавляются те, кто увидел CNN в
ленте своих друзей. "Можно было бы предположить, что RT обнаружили
какой-то фантастический алгоритм, обеспечивающий такой невероятный
прирост. Но анализ показывает, что это - алгоритм Чурова",
- сделал вывод аналитик. И добавляет: "Для достижения этого
фантастического результата использован масштабный ботнет - особенно 14,
15 и 16 декабря. У RT есть посты, которые получили - держитесь за стулья
и клавиатуры - по 800 (!) репостов. При этом среднее количество
'поделиться' для обычных дней РашаТудей до этого 'спурта' в декабре
составляло нормальное для медиа 15-20".
Сам Василий Гатов в беседе с корреспондентом "Ленты.ру" (в качестве
медиаэксперта, а не представителя РИА Новости) заверил, что не хочет в
Facebook "войны ботов", какая давно уже бушует в ЖЖ. Он подчеркнул, что
его разоблачения не связаны с политикой и с тем, как государственные СМИ
(а таковы все фигуранты этого скандала) освещали протесты после думских
выборов. "Просто накопились данные, - пояснил Гатов. - Мы [РИА Новости]
примерно месяц назад установили у себя систему Socialbakers и поставили
на наблюдение некоторое количество как своих, так и чужих ресурсов,
чтобы понять, как они развиваются в социальных сетях. Что-то из этого
легко отслеживать без специальных инструментов, а что-то становится
очевидным только после того, как у тебя набирается какая-то статистика".
На вопрос, зачем "Вестям" и Russia Today накрутки при помощи ботов,
которые, к тому же, так легко разоблачить, Гатов ответа не знает. "Судя
по всему, - предположил он, - ни за чем, кроме отчетности о росте
популярности в Facebook".
"Особенность Facebook и 'В контакте' в том, что их главный инструмент -
'лайк' - очень хорошо измеряем, и заниматься тут накруткой при помощи
поддельных аккаунтов не имеет никакого смысла, - сказал Гатов. -
Существует система регистрации, существует система, по которой Facebook
удаляет аккаунты, которые не верифицируются: время от времени Facebook
тебя принудительно разлогинивает - для бота это смерть. А поскольку боты
делаются тысячами - это очень заметно".
"У меня лично никаких планов устраивать войну с конкурентами нет, -
добавил Гатов. - У меня план только один: не надо привносить в этот мир
технологии, которые были придуманы в период покупки трафика. В отличие
от открытого интернета, здесь есть те, кто устанавливает правила за нас,
и эти правила гораздо более определенные. С моей стороны это просто
просьба не дискредитировать сегмент. Если у тебя есть деньги на
маркетинг - занимайся маркетингом, а не покупкой трафика".
Ответная реакция
Посты Гатова про накрутку в Facebook тут же стали одними из самых
обсуждаемых в медиасообществе. Тем удивительнее, что в стороне долгое
время находились пресс-службы "Вестей" и Russia Today.
Впрочем, инцидент с "Вестями" разрешился сам собой: по совету "френдов"
Василий Гатов посмотрел на то, какие странички сам Facebook предлагает
"лайкнуть" тем, кто только зарегистрировался. В их числе оказались
"Вести", чем и может объясняться большое количество подписчиков, с
первого взгляда похожих на "ботов". "В целом, вопрос про ВЕСТИ.ru
снимается. Скорее всего, если боты и есть - то в пределах погрешности,
и, скорее всего, не системно", - написал Гатов в своем блоге и принес
извинения сайту Вести.ру.
Уже ближе к вечеру Russia Today и ВГТРК в совместном комментарии
"Ленте.ру" обвинили Гатова в некомпетентности. "Насколько нужно не
разбираться в функционировании рекламных возможностей на этой
платформе, к тому же быть не в курсе, что такие же возможности
использует само агентство РИА Новости, чтобы написать такую глупость", -
заявили заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Медников и главред
Russia Today Маргарита Симоньян.
В Russia Today добавили, что в декабре телеканал запустил активную
рекламную кампанию, ориентированную на жителей США и Великобритании.
"Странно слышать от коллег из РИА Новости слова о том, что "так не
бывает", если они сами в данный момент проводят такую же рекламную
кампанию
на платформе Facebook. Видимо, их рекламная кампания не приносит
ощутимых результатов", - отметили в пресс-службе.
Кроме того, Russia Today обратила внимание и на то, что активная
аудитория на странице RT в Facebook по оценке самой социальной сети
(показатель people talking about this) составляет 15-20 процентов, что
выше всех международных телеканалов (у CNN - 2 процента). Отдельно в
пресс-службе добавили, что у РИА Новости аналогичный показатель
составляет 10 процентов.
После комментария со стороны Russia Today стало понятно, что конфликт
перешел от обвинений одного конкретного эксперта в адрес нескольких СМИ к
конфликту между государственными медиа. Наверняка, конфликт этот не
погаснет и после Нового года: вряд ли Гатов сможет оставить обвинения в
непрофессионализме без ответа.
источник
|